логотип питомника Алартлайн

 

контакты


Решили завести далматина?
Задумайтесь о взрослой собаке! Познакомиться с далматинами

Яндекс.Метрика

о породе Далматин - из журнала Друг, 1998

Print PDF

Популярность далматина в мире велика. Какая другая порода собак может похвастаться, что про нее написана книга, сняты фильмы — мультипликационный и художественный?

Неоценимый вклад в популяризацию породы внесла Дороти Глэдис Смит (Доди Смит), английская писательница и драматург, написав замечательную книгу для детей „101 далматский дог“ о своем собственном далматине, опубликованную впервые в 1956 году.

Теперь далматины Панго и Пардита с 99 своими и приемными детьми стали известны всему миру. По мотивам книги Уолт Дисней в 1961 году снял очень милый мультипликационный фильм. На смену мультфильму в 1996 году пришел полнометражный художественный фильм „101 далматинец“, американского кинорежиссера Стивена Герека. Кинотеатры Америки были переполнены в первые месяцы демонстрации фильма, и прокат дал фантастические сборы. Это не удивительно! Собрать столько собак и щенков этой живописной породы в одном кадре, заставить играть сложные роли — настоящий подвиг создателей картины.

Успех пришел еще до начала демонстрации на экранах Америки. Газеты, журналы, радио и телевидение широко рекламировали кинокартину, которая была приурочена к 25-летию выхода мультфильма Диснея. Прошли многочисленные презентации с представлением собак-актеров, и начался новый бум в стиле „далматин“ — от зажигалок и салфеток до мягкой мебели и автомобилей в соответствующей раскраске.

Классическое сочетание белого и черного, да еще „в горошек“, вызывает восхищение этим природным художеством, В городе или на выставке далматин сразу бросается в глаза, а на природе: в лесу, в поле, на снегу или на песке — он зачастую сливается с общим фоном так, что не отыщешь. Это касается обеих разновидностей — как белой с черными пятнами, так и белой с пятнами цвета шоколада. Игра солнечного света, теней и бликов на бархате шерсти создает множество оттенков и позволяет далматину сливаться с окружающей средой, особенно если собака застыла в неподвижной позе.

У предков далматина в окрасе присутствовали пятна, полотна, мелкий крап, триколор (сочетание белого, черного и желтого цветов) и шерсть была разной длины.

В XVIII-XIX веках многие заводчики приливали далматинам крови других пород (проверить эти данные сегодня не представляется возможным). Одни улучшали заданный природой окрас, делая его более чистым и симметричным, пятна более четкими и округлыми, шерсть более короткой, доводили все линии и цвета до абсолютного совершенства. Другие развивали охотничьи или охранные качества своих питомцев.

Предположительно использовались староанглийский белый терьер с голубыми глазами, пойнтер, борзые породы и мелкие особи мраморного дога. Однако все это из области предположений, даже фантазий. Впрочем, отдельные версии находят подтверждение. До сих пор всплывает ряд дефектов, свидетельствующих о присутствии среди предков представителей тех или иных пород: пятна слишком большого размера или полотна у новорожденных щенков, трехцветность (на основном белом фоне и черные и коричневые пятна, чайный или персиковый крап при черном кончике носа), а также голубоглазость (оба глаза голубые, один голубой или частично-голубой). Иногда встречается грубая и волнистая шерсть на пояснице, крупе и хвосте, но это не считается дисквалифицирующим пороком — это недостаток. Так же, как и нежелательные типы далматина: борзообразный или догообразный с головой ротвейлера.

В Англии и некоторых других странах проблема „пятен“ решается при рождении. В XIX веке таких щенков уничтожали, а в наше время обычно стерилизуют после осмотра помета. Со слабослышащими, глухими и голубоглазыми поступают таким же образом, но после точного выявления порока. Поэтому такие собаки в разведение не попадают.

О происхождении, назначении и применении породы за последние годы опубликовано немало материалов, причем многие страны претендуют на право считаться родиной далматина. Собаки, подобные далматину, были известны еще в Древнем Египте и Древней Греции. Об этом свидетельствуют настенные рисунки, датированные третьим тысячелетием до нашей эры, статуэтки и прочие декоративные изделия. Аристотель в своих трудах упоминав собак, живущих в Индии, которые имеют круглые черные пятна на белой короткой шерсти.

Принято считать, что далматины начали свой триумфальный путь из стран Адриатического бассейна. Сегодня родиной далматина официально признана Югославия, что и зафиксировано в стандарте породы. В средневековых рукописях упоминаются белые собаки в серую точку, проживающие в разных областях, и в том числе в Далмации (пограничная область Югославии). Есть даже сведения о громадных питомниках с количеством собак более 500. С далматинами охотились, их использовали для охраны, они сопровождали повозки своих владельцев, а в свободное время ловили крыс на хозяйском подворье.

Универсальная охотничья и охранная собака с необыкновенно красивым окрасом, грациозная и неутомимая, стала непременным атрибутом в жизни князей Далмации. Некоторые вельможи даже вносили изображение далматина в свои гербы. Это было время, можно сказать, стихийного развития породы, а культурную форму разведение приобрело позднее, когда крапчатые собаки оказались в Великобритании — своеобразной кинологической Мекке.

Англичане быстро подметили, что далматины не испытывают страха перед лошадьми, и стали использовать их в качестве каретных собак. Они отлично вписались в дворцовую жизнь, королевскую охоту, сопровождали важных господ в дальних и ближних путешествиях. Развивая в породе „каретные“ качества, англичане „отрегулировали“ рост далматина, чтобы собака при необходимости могла идти под каретой таким образом, чтобы ее голова находилась между передней осью кареты и ее днищем. Поэтому рост по английскому стандарту соответствует высоте передней оси экипажа. Если же далматин исследовал предстоящий карете путь, он шел впереди лошадей, разгоняя встречающуюся живность. Почуяв опасность, собака уходила вперед и издали оповещала кучера о том, что на дороге что-то не в порядке, после чего вновь занимала место под каретой. Кстати, до недавнего времени рабочим классом для далматина служил „каретный экзамен“.

У породы сменилось около двух десятков названий. Вот некоторые из них: тигровая собака (в древнеиндийском эпосе есть упоминание, что далматин произошел от любви собаки и бенгальского тигра), бенгальский брак, ситцевая собака, малый далматский дог, цирковая собака, французская гончая, пятнистая собака, далмацкая пограничная, каретная, далматинец и далматин.

До 1944 года порода была причислена к группе 9 FCI (собаки-компаньоны), но сравнительно недавно переведена в группу гончих (группа 6 FCI). По мнению специалистов, работа в качестве гончей собаки — истинное амплуа далматина, К такому выводу они пришли, проанализировав стиль движений и строение костяка. Достаточно мощная грудная клетка с крепкой шеей, тяжеловатыми передними конечностями и достаточно изящными задними, но с широким бедром, с несильно выраженным коленным суставом при низко расположенном скакательном — все это говорит о способности долго идти быстрой, порой стремительной рысью, а в среднем темпе „носом по следу“. Кроме того, далматин, как и большинство гончих, имеет яркий, охотники чаще говорят „нарядный“, окрас. Такая собака хорошо видна в осеннем лесу и вряд ли попадет под выстрел. Не в пользу гончего происхождения указывает известная молчаливость далматинов (конечно, далматины лают, но не так, как классические гончие) и отсутствие у многих представителей породы охотничьего инстинкта. С другой стороны, по характеру взаимоотношений с хозяином далматин похож на гончую: он послушен, но вместе с тем независим и способен принимать самостоятельные решения.

В полной мере далматин раскрывается, когда занят любимым делом — сопровождением конного экипажа, наездника или велосипедиста. Он не отвлекается, а осматривает предстоящий хозяину путь. В такой ситуации это действительно каретная собака: голова и шея вытянуты в одну линию со спиной, как будто под шеей ось кареты, а над головой ее днище, лопатки чуть выступают над спиной, передние конечности попеременно выбрасываются почти до подбородка, задние почти в линию со спиной, хвост приобретает саблевидную форму. Можно наблюдать характерное покачивание затылком — чуть вверх-вниз и влево-вправо, при этом нос направлен вперед, без резких движений головой и корпусом, чтобы не сбиться с единственно удобного при таком движении аллюра.

Замечено, что при медленном прогулочном темпе далматины сбиваются на иноходь, поэтому тренируют и показывают их на резвой рыси, причем скорость каждой собаки индивидуальна.

Еще одна : особенность — в возбужденном, приподнятом состоянии походка далматина часто напоминает щенячью. Передними лапами собака перебирает, как обычно, попеременно, а задние отрываются от поверхности земли одновременно. С виду это напоминает движения стреноженного коня. Щенячья походка „вприсядочку“ указывает на веселый, ребячий характер далматина. На выставках такие движения в достаточно спокойном состоянии наблюдаются у собак с уплощенным строением груди, с укороченным плечом и удлиненной лопаточной костью, но с допустимым углом плечелопаточного сочленения.

Далматин — универсальная пользовательская порода, обладает природным умом, сообразительностью и потому легко поддается обучению и дрессировке. При правильном воспитании далматин может быть отличным охотником, верным сторожем и защитником ваших детей. Однако, приобретая далматина, необходимо помнить, что это не злобная сторожевая собака, способная надежно и долго охранять вверенную ей территорию. Если вы хотите иметь именно такую собаку, то от далматина вам лучше отказаться, так как он не оправдает ваших надежд. Далматин — чрезвычайно подвижная и энергичная собака. Конечно, если вам или вашим близким угрожает опасность, то мужественный и бесстрашный пес смело вступит в бой с противником, но обучить его выдержке, покорности и безупречному выполнению команд очень сложно. Сейчас довольно часто можно встретить владельцев далматинов, с увлечением занимающихся со своими питомцами дрессировкой по общему курсу и аджилити. Далматин легко и уверенно выполняет все команды, но для него это всего лишь интересная и увлекательная игра, которая в любой момент может просто надоесть собаке, по натуре непредсказуемой и темпераментной. Поэтому не удивляйтесь, если ваш умница-далматин в один прекрасный день во время ответственных соревнований заинтересуется чем-нибудь новеньким и просто удерет в сторону, противоположную месту проведения соревнований. Не стоит за это строго наказывать свою собаку вы просто сделали ставку не на ту породу.

Если же вам нужен добрый и надежный друг, тогда приобретайте далматина. Далматин очень привязан к семье, беззаветно предан своим хозяевам, нежен и терпелив ко всем домочадцам. Но особенно хорошо ладит с детьми, проявляет удивительную доброжелательность и терпение по отношению к ребенку. Но для того, чтобы в семье царил мир и покой, необходимо с ребенком договориться о следующем: — никогда он не должен обращаться со щенком как с игрушкой; — не следует подходить к собаке, когда она ест; — не беспокоить спящую собаку; — не угощать далматина сладостями; — никогда не бить собаку или грубо обращаться с ней.

Далматин — чистоплотная интеллигентная собака. Он обладает великолепным здоровьем, редко болеет и долго живет. Долголетие далматина легендарно!

Собаки этой породы очень удобны для содержания в городской квартире. Шерсть, короткая и плотная, практически не нуждается в уходе и не издает неприятного запаха. Достаточно регулярно чистить собаку с помощью рукавички или специальной щетки, изредка мыть.

Помните, правильное сбалансированное питание, достаточные физические нагрузки, продолжительные прогулки — основа здоровья и гармоничного развития далматина. Собаки, выращенные в условиях малой двигательной активности, как правило, имеют слабую мускулатуру и костяк, рыхлую конституцию, быстро устают.

Удобное сухое помещение, солнце, свежий воздух, место для игр, достаточно продолжительные прогулки — все это важно для выращивания хорошего, крепкого, здорового далматина, так же, как любовь и дружба человека.

Если говорить о племенном разведении, то лучше обратиться к опыту английских заводчиков. Карантинные строгости и ограничения по ввозу животных заставляют англичан разводить „в чистоте“ и „полировать“ любую породу, не исполь-зуя собак из других стран с багажом „чужой“ генетики. Практика показала, что только при питомниковом разведения удается сохранить все документы и материалы, иногда за столетия, и без труда получить ответы на любые вопросы о всех плюсах и минусах отдельных линий, о достоинствах конкретных производителей. Этого нельзя сказать о разведении, при котором широко используются импортные производители, а их подбор осуществляется по единственному признаку — наличию чемпионского титула. При этом совершенно не учитывается, насколько подходят собаки по своему генотипу к другим производителям. В результате такого бридинга появляются собаки неопределенного „переходного“ типа, несущие за собой различные фенотипы и причудливые комбинации дефектов и пороков разного рода. Громкие названия питомников вызывают восхищение и радость от того, что и у нас есть их представители. Но, когда со стороны наблюдаешь явно ущербных потомков, полученнных от чемпионов разных стран, пропадает всякое желание экспериментировать, учитывая еще далеко не стабильное состояние породы. Исправлять минусы известных линий все таки проще, чем пытаться угадывать, что еще стоит за тем или иным импортным потомком титулованных родителей.

Известно, что в Англии, Америке, Франции, Италии и других странах гораздо больше шоу-выставок, чем в России, и, соответственно, чемпионов только за один год появляется примерно столько же, сколько в России за несколько лет. Со временем и у нас появится много собак с чемпионскими титулами, правда, неизвестно, пользу это принесет или вред. Среди московских далматинов самая сложная генетика у собак, в родословных которых встречаются американские чемпионы, Демократия Соединенных Штатов проявляется и в кинологии. У американских собак часто встречаются разбалансированные головы, излишне тяжелые корпуса с широким поставом передних конечностей, и при росте от 58 до 62 см растянутый формат с индексом 104-105, что приемлемо только для сук. Встречаются собаки квадратного формата, но, как правило, с видимой коротколапостью.

Более гармоничные, с хорошими задними конечностями, широким бедром чешские собаки, но головы у них несколько грубоваты, как говорят специалисты, их черепные коробки слишком „в линиях“. Как следствие, у этих собак более строгое выражение глаз, без характерной для далматина грустинки.

Польские далматины чаще происходят от нескольких последовательных вязок с чемпионами разных стран, поэтому их тип можно назвать „смотри только в профиль“ — достаточно правильные линии, углы и пятна. О строении головы, крепости ко-стяка, глубине и ширине корпуса поляки не очень заботятся. Про головы сказать труднее всего, очень уж они разные, но больше в легком или „пойнтерном“ типе.

Французские собаки — сама элегантность. Высоконогие, стройные, яркие, но немного узковатые и облегченные по сравнению с другими типами.

Немецкий далматин — самый грубый по типу: грубоватый круглый череп с резким переходом к короткой облегченной округлой морде, формат, как правило, близкий к квадратному, темперамент резкий, даже агрессивный. Впрочем, достижения немецких заводчиков в выведении служебных собак хорошо известны.

Хочется отметить, что все перечисленные типы далматина общепризнанны. На поверку все зависит от вкуса эксперта, качества собаки, хендлинга и выставочной кондиции экспонента, а не от страны происхождения собаки.

Самыми „стильными“ и типичными (в хорошем смысле этого слова) в кинологическом мире признаются английские собаки. На протяжении уже многих десятилетий английские далматины имеют примерно единый тип. Конечно, возможны некоторые отклонения: собаки могут быть чуть крупнее или мельче, чуть тяжелее или легче, чуть темнее или светлее. Но в целом собака, описание которой приведено в стандарте FCI, — это английский далматин, принятый во всем мире за эталон породы. На выставках Англии побеждают собаки с особыми шоу-качествами — всегда с отличным двигательным аппаратом, хорошим темпераментом, правильным окрасом и своеобразным рисунком пятен на морде, голове и ушах.

За последние два года на московских выставках побывало немало английских экспертов и они отмечают, что среди наших далматинов появились вполне конкурентоспособные (правда, сохраняются проблемы, связанные со строением хвоста) собаки, хотя английские производители стоят достаточно далеко — в пятом-седьмом колене. Получить экземпляры, близкие к прошлым и некоторым современным чемпионам Англии, удалось благодаря целенаправленному скрещиванию собак с учетом их происхождения.

Интересная деталь. Стандарт ограничивает рост далматина в 62,5 см, но выбор экспертов, как правило, останавливается на собаках выше 63 см в холке, а у остальных они отмечают средний или маленький рост, что в описании выглядит минусом. Но если внимательно читать средневековые исследования, то в них рост далматина варьируется от 60 до 70 см. Возможно, мы присутствуем при возвращении к исходному росту „докаретного“ периода.

Эксперты отмечают, что у большинства крупных далматинов наблюдаются более типичные для породы движения, если сравнивать их с собаками, имеющими стандартный рост. Порадовали нас английские эксперты Роберт Грегори и Джек Трик. По их мнению, у наших далмтинов появился „стиль“, — много собак с правильной, современной головой, хорошим окрасом и крепким корпусом. Но (надо же!) речь шла о собаках с накоплением английских кровей.

„Удивительно наполненные, хорошей длины, правильные головы. Пять лет назад было много крупных голов с заостренными мордами, теперь одна-две“, — отметил Джек Трик, проводивший экспертизу далматинов на выставке „Золотой ошейник“, чем вдохновил нас на новые подвиги в разведении. К сожалению, именно так можно сказать о нашем разведении. Заводчики обычно хотят получить помет от чемпиона, а собаки, оказавшиеся на втором, третьем или четвертом месте, остаются в тени и используются редко, хотя зачастую именно они бывают хорошими улучшателями породы.

Первый клуб породы далматин был создан в 1873 году в Англии. В 1882 году был разработан первый стандарт породы, а спустя восемь лет, в 1890 году, появилась уже новая редакция. Тогда стандартом допускались желтые глаза у коричнево-пятнистых собак, что сейчас считается дефектом. В последующие годы стандарт не раз подвергался коррекции, пока в 1926 не была получена официальная версия.

Что касается других стран, то в США первый клуб по породе создан в 1900 году, в Германии — в 1920, в Австралии — в 1943, Голландии — в 1947, Чехословакии — в 1970, России — в 1991.

Автор Ирина Воронкова и Марина Кирпичева журнал Друг, 1998г.